на главную

путешествия / карты / контакты

Река Шарья. От деревни Смолино до посёлка Оскуй.

Время: 27.04.2004 - 01.05.2004.
Заброска: из Киришей, автомобиль.

Дневниковость

Зима все-таки закончилась, сошёл лёд и на малых реках. С осени в водоёмах держался необычно высокий уровень, и в лесу воды было - без сапог не пройти, да и зима была снежная. Так что половодье ожидалось немаленькое. Но того не случилось, таяние снега растянулось во времени.

27.04.2004.

Рано утром загрузив машину хорошего знакомого предметами походного быта, мы покатили вон из душного города, где весенний ветер гоняет по улицам ещё не убранный после зимы песок. Покатили туда, где струятся вешние воды маленькой лесной реки, где лопаются почки на деревьях, где на полянах прошлогодняя трава, примятая снежным покрывалом зимы, и птичий звон воспевает утро года. Туда где хорошо.
Час пути и вот он, уже знакомый нам, мост в деревне Смолино. Оставшийся по берегам песок повествует, что вода спала уже на метр. С утра ещё держится иней в долине и лужицы застеклены тонкой корочкой льда. Косые лучи восходящего солнца выгодно освещают высокий левый берег Шарьи и мы, не сговариваясь, бросаем всё и тратим фотоплёнку.

река Шарья у Смолино

Не спеша, собираемся. Да и как тут поспешишь – на холоде "шкура" байдарки жестковата, и пришлось немало попотеть строя корабль из многочисленных дюралевых трубочек и куска синтетической ткани. Подошёл знакомый охотник, оказавшийся тут по своим делам. Оценил наше судно, пожелал доброго пути.
Солнце приблизилось к полудню, а мы погрузили пожитки, установили на корме флаг и пустились в дорогу. Первый порожек, тут же, под мостом, прошли чисто, обойдя валуны. Так сказать размялись. А через некоторое время нагнали двух охотников на резиновой лодке, с которыми у нас оказались общие знакомые. Радуют глаз берега обживаемые молодыми сосенками - замечательные стоянки! Через некоторое время пришлось прорубаться через небольшой завал, где я совершенно глупо утопил нож.

река Шарья

река Шарья

река Шарья

В деревне Олешенка справа впадает речка Шумиха. Бурля в каменистом русле, она вполне оправдывает своё название.

Шумиха

Развалившийся мост создал некоторые сложности. Потом ещё завальчик. А в погоде тем временем произошли существенные изменения. Сплошная облачность поглотила вензеля перистых облаков. Прохладный ветерок напомнил - ещё не лето.

река Шарья

река Шарья

Без просмотра и на ура прошли шиверу после деревни Олешенка. Забавно оглядываться на водную горку, с которой только что съехал. Потом ещё два небольших порожка. Возле деревни Змеева Новинка пристали к правому берегу, рядом с деревянной лодкой, намереваясь осмотреть порожек, так как ещё с осени я видел здесь завал. Тут появился хозяин лодки, избавивший нас от сомнений, завала нет. Некстати повалил гигантскими хлопьями снег, зимой такой снегопад не часто бывает! В пороге случилось веселье - сели на здоровенный валун. Что примечательно: я его не видел, а Штурман видел, но промолчал! Пришлось мне вылезать на мокрую спину камня и снимать судно с мели. А снег идёт…
Стало совсем холодно. В источнике у часовни, на левом берегу, запаслись водой. А, пройдя ещё немного, опять встретили несложный завал. Пока его разбирали, подошли охотники на резиновой лодке. Предложили нам чаю из термоса, который пришелся весьма вовремя, согрели и руки и внутренности. Справа обнаружилась прекрасная стоянка в сосенках, здесь и решили остановиться.

река Шарья, первая стоянка

Там, на высоком коренном берегу, за лесом, деревня Ключи. Оттуда, с кручи, скатывается ручей и, размывая склон, выносит на поляну красную глину, окрашивая прошлогоднюю траву. К вечеру снег прекратился и чуть отступил холод, а ночью, под утро, побрызгал дождик.

28.04.2004.

река Шарья, апрельский снег

Утром опять вернулась зима. Снег тихо опускался огромными хлопьями, пытаясь как бы убедить лес, реку и нас, что зима ещё где-то близко. Но вот он сменился лёгкой моросью, а там и она сошла на нет. Побродили по окрестностям, заглянули в деревню Ключи. Название её соответствует действительности. Здесь верно много ключей, один из них мы видели.

один из родников у д. Ключи

д. Ключи

внизу Шарья

приток

Стали на воду только после обеда. Возле небольших островков заметили сильный шум ручья впадающего слева, решили его осмотреть. Берега здесь крутые и высокие, и ручей, скачущий по валунам, напоминает своих горных собратьев. В русле лежат брёвна от какого-то сруба, вероятно, здесь когда-то была мельница. Желая согреть в руках садящиеся батарейки, я стал их вынимать из фотоаппарата, и уронил одну в ручей. Вода бурлит, пена - ничего не видно, а на ощупь - где там, да и руки стынут. Потом стал отгораживать небольшие участочки водной поверхности от толкущихся вокруг волн и так смог разглядеть пропажу.На правом берегу заметили пожилого мужчину. Он поведал, что в Ключах постоянных жителей трое - он с женой да сосед. Летом приезжают дачники, а так пусто.
Пороги возле деревни Крестцы отняли много времени на фотографии. А как было не запечатлеть рвущуюся через гряды валунов Шарью. Оба порога прошли благополучно, получили удовольствие.

река Шарья, Крестцовские пороги

Недалеко отсюда до деревни Красная Горка, а там и до Раховских порогов рукой подать. Они самые мощные на реке, особенно второй. А на входе в первый стоят стражи - несколько крупных валунов. Фотографирование было омрачено нехваткой света, плотные серые облака затемняли и без того неяркое вечернее небо. Пошли в порог. Плеск и шипение воды, брызги и прыжки на волнах - захватывающая борьба с водной стихией!

река Шарья первый Раховский порог

река Шарья второй Раховский порог

Пройдя ещё немного и, миновав небольшой перекатик, остановились на правом берегу, на поляне напоминающей ту, что была у Ключей. Поляна оказалась местами "заминирована" лосем, да и вершинки некоторых сосенок и ивовых кустов явно пощипаны. А кто ещё мог срезать их на такой высоте? У кромки леса образовалась от разлива ручья болотинка, а дальше он вновь собирает воду в одно русло и шумит, опрокидываясь в реку.

29.04.2004.

река Шарья

Утро принесло надежду на улучшение погоды, в разрывы облаков прорвались тёплые столбики солнечных лучей.
Шарья здесь ещё узка и стремительна. Стараемся идти по стрежню, который легко читается по пенной дорожке, и оттого имеем быстрый ход. Проносимся мимо матёрых ельников и молодых сосняков, белых берёзовых островков и серых ольховых. Местами, на южных берегах, ещё лежат языки последнего снега. Он, тая, уже не отдаёт воду реке, а просто испаряется. Вот долинка небольшого весеннего ручья, там ещё лежит такой снежник, а ручей уже пересох.
Видать здесь много бобров, повсюду следы их работы - поваленные берёзы, осины. Сколько раз видел, а всё удивление берёт - это ж какие зубы надо иметь! Иную щепку и топором не всегда отхватишь! В устье ручья Ольховатик, осматривая такой обработанный бобром берёзовый пенёк, истекающий соком, заметили на нём каких-то комариков - видать, лакомились древесной влагой.
А вот ещё бывает весной, когда отступает половодье, и оставляет на берегу песок да глину поверх прошлогодней травы, выбраться на берег непросто, думаешь на песок ступаешь, ан нет, под ним прелая трава, напитанная водой. Проваливается нога в этот кисель и порой глубоко, того и гляди, начерпаешь полные сапоги.
После Ольховатика попался ощутимый порожек, а потом несколько упавших деревьев. Незадолго до деревни Гремячево, видели остатки водяной мельницы и опоры подвесного мостика. В Гремячево, где мы остановились, посетили магазин, и воспользовались появившимся сигналом сотовой связи.

река Шарья у д. Гремячево

Дальше река подарила ещё несколько порожков, которые становятся всё проще. Деревня Клинково никаких запоминающихся впечатлений не вызвала.
В деревне Беглово обнаружился временный мост, возведённый лесорубами. Удалось побеседовать с двумя местными жителями. Они сами из Петербурга, но живут здесь почти постоянно. Жаловались на безжалостные и наглые рубки леса. На бестолковые лесовозные мосты, два из которых уже снесло. В этом мы сами убедились, дойдя до конца деревни. Завал глухой - пришлось делать обнос.

река Шарья, завал в Клинково

Отойдя подальше за деревню, остановились на левом берегу. Сосенки, ровная полянка, достаток дров, - что ещё туристу надо? Правда, берег крутоват для подъёма лодки. А вода здесь спала метра на два.
На ужин случилась неприятность. Варили суп, куда бросили некую консервированную курицу в собственном соку, купленную по настоянию Штурмана. Так вот, там оказалось много костей и, как это обычно бывает, все кости оказались в моей миске. А в курице кости какие-то хитрые бывают, такое впечатление, что во рту оказался миниатюрный велосипедик. Так и плевался я этими закорючками и нормально не поел. А штурману не попалась ни одна косточка!
Тихо, светятся в темноте угли костра, медленно тлеют толстые поленья. Яркий костёр не нужен, он только ослепляет и нарушает уют беседы. Как потом признался мой товарищ, ужин - очень важный элемент похода.

30.04.2004.

На рассвете по реке прошли двое на резиновой лодке. В тишине раннего утра их голоса звучали так громко, что я проснулся, да так больше и не заснул. Стал готовить завтрак и потом чуть ли не силой выгнал штурмана из палатки. Таким образом, вышли по нашим меркам рано, пол десятого.
А затем река начала делать какие-то невероятно крутые петли. Порой, пройдя излучину, мы оказывались в десяти метрах от места, где были пять минут назад. И одну такую тонкую перемычку река уже прорвала, спрямляя себе русло. Встретилось несколько завалов.
В поле перед деревней Опалёво, на правом берегу, рядом с местом, где был мост, обнаружились весы с разрешением взвешивать от пятидесяти килограмм до тонны. Забытая, ржавая, никому не нужная железка шестьдесятбородатого года.

Опалёво произвело на нас сильное впечатление. Один дом, судя по свеженаколотым дровам, похоже, обитаем, но на двери замок. Почти все остальные дома невероятно покосившиеся и сгорбившиеся. Центральная улица представляет собой зарастающую колею в поле. Возле одного дома заметил чёрного пса. Полагая, что там может кто-то быть, подошёл. Собака хорошо знает своё дело, очень долго мне пришлось убеждать его в отсутствии у меня плохих намерений. Поняв, наконец, что я не враг, пёс замахал хвостом. Я перебрал несколько разных кличек, но ни на одну он не отозвался. Но когда я предложил пойти со мной и что-нибудь ПОКУШАТЬ, он побежал, обгоняя меня. Проходя мимо дома со свежими дровами, вижу пожилого бородатого мужчину. Познакомились, оказалось, зовут его Виктор, а пса Пират. Был я приглашен в дом и угостился козьим молоком.. Живёт хозяин почти натуральным хозяйством. Ни дороги сюда нормальной нет, ни электричества. Ещё есть сосед, который давно куда-то ушёл.
После деревни проявились последние слабенькие порожки в виде быстрин. А потом начали надоедать завалы, почти каждый приходилось разбирать, а то и применять топор (ножовку, кстати, мы забыли взять). На одном из них, мы даже оставили записку для наших последователей. Встретили какое-то животное. Я никак не мог понять, то ли это ондатра, то ли бобёр. Позже я узнал, что это выдра. Она всё пыталась уйти от нас вниз по течению, но ведь и нам нужно туда. Несколько раз она забиралась в норы и выходила из них под водой, выныривая в совершенно неожиданных местах, а может, только делала вид, что уходила в нору, а сама ныряла. Так или иначе, когда она поняла, что мы не отстаём, выставила голову над водой, повернулась к нам и несколько раз зашипела. Затем погрузилась, и больше мы её не видали.
Деревня Большая Отока явила собой совершенно глухое место. Пять домов, и никого. Два дома полуразрушены. Внутри разная рухлядь, брошенные предметы быта. Всё мало-мальски ценное унесли охотники за антиквариатом. Следы их деятельности вполне читаются. Я заметил одну вещь. Если изба умирает естественно, постепенно сливаясь с окружающей природой - это не вызывает негативного впечатления, так, настраивает на философский лад. Но когда к этому приложил руку "хищный" человек, выбиты окна, выломаны двери, такая картина оставляет в душе горький осадок.

Большая Отока

Большая Отока

Нашли старые газеты шестидесятых - семидесятых годов. Прочитав программу телепередач 1973 года, ещё раз убедились, что телевидение тогда было гораздо интереснее и добрее.
Река сделала ещё несколько крутых петель, берега стали понижаться, прибрежный лес измельчал, всё больше ивы и ольхи. Стали попадаться старицы, и иногда, приходилось догадываться, где основное русло - течение-то совсем стихло.
Перед деревней Шарья встретился затор, несмотря на большую уже ширину, а навстречу прошла моторка. Само поселение Шарья не понравилось - орёт музыка, люди не такие приветливые, чем те, что встречались раньше. Какой контраст с глухими и тихими деревеньками выше по течению. Миновали подвесной мост, затем несколько поворотов и вот она, река Оскуя. Она здесь широка, метров семьдесят-сто.
Прошли мимо быков некогда бывшего здесь моста железной дороги Тихвин-Будогощь - Чудово - Веймарн. Обитатели встречной моторки на приветствие взмахом руки отреагировали какими-то тупыми озадаченными выражениями лиц. В посёлке Оскуй, поднявшись на мост, удалось, хоть и с перебоями, воспользоваться мобильным телефоном. Уже поздно и пора искать стоянку. Долго тянется посёлок. Берега невысокие и местами вода подходит очень близко к домам. Видимо когда очень высокое половодье их подтапливает. Много лодок.
Наконец посёлок остался позади. Обогнали даму, гребущую в туже сторону на лодке формой напоминающей утюг. Она восхищалась, как красиво мы идём, и посоветовала остановиться на Лисьем Носу. Так аборигены называют место, где Оскуя прорвала излучину и образовала большой остров. Прибыв на место, отыскали сносную стоянку и уже в сумерках разбили лагерь. Место шумное - к ночи стали появляться рыбаки и охотники на разномастных лодках.

1.05.2004.

Снится мне сон, будто я участвую в каком-то трюке, по мне должен проехать мотоцикл и мне ничего не сделается. Мотоцикл ревёт и приближается. В ужасе просыпаюсь. Это проносится мимо моторка с пьяными охотниками, палящими из двустволок во все, что им покажется уткой! Молюсь, чтобы не шмальнули в нашу сторону. Не могу заснуть, размышляю: впереди пятьдесят километров неинтересной гребли, в том числе по грузинскому разливу, где в случае чего даже на берег не выберешься через затопленный кустарник. Появилось у меня в связи с этим идея вернуться и уехать из Оскуя, недалеко ведь ушли, всего-то пять километров. Зашуршал в спальнике Штурман, высказываю ему эти мысли. На что он, поворочав дремлющими извилинами несколько минут, высказался в поддержку такого плана.
"Снайперы" ездили по нашим ушам часов до четырёх утра, после чего удалось немного погрузиться в сон. Поднялись рано, около шести. Под утро схватил морозец, ох и холодные же были сапоги! Мимо не спеша, прокатила моторка с охотниками. За ночь они, видать, много выпили, настрелялись, да ещё и замёрзли и теперь сильно смахивали на пингвинов.
Час гребли и вот мы опять у оскуйского моста. Глядя на разложенные на просушку вещи и байдарку, Штурман сравнил это с распродажей-барахолкой. Договорились с местным лесником, и он доставил нас на своём ЛуАЗе в Будогощь, где как раз успели на электричку. И вот мы дома.
Что сказать в заключение. Понравилась Шарья, определённо понравилась. Красивая, не поскупившаяся по сравнению со своей соседкой Пчёвжей на хорошие стоянки. Рекомендую.

PS: через несколько дней я узнал, что нашу записку на завале нашли ребята из киришского турклуба «Ассоль», ходившие тот же маршрут чуть позже. Видел я днище их байдарки густо залепленное водостойким скотчем. Не проклеенный «Таймень-2» получил двенадцать (!) пробоин, несмотря на то, что вода лишь немного упала по сравнению с нашим уровнем. А мой каркасно-надувной «Ильмень», хотя и контактировал с камнями, никаких проблем не поимел…

Краткое описание реки Шарья.

По состоянию на апрель 2004 года. Зима снежная. Максимум половодья пришелся на 15 – 17 апреля. 27-го уровень в Смолино упал на 1 метр.

Река Шарья является правым притоком реки Оскуя. Протекает на границе Ленинградской и Новгородской областей. Начинатьть удобно от деревни Смолино расположенной на границе с Новгородской областью, куда можно добраться от посёлка Будогощь на автобусе или ином транспорте. Можно попробовать заброситься ещё выше, к деревне Борель или Радостино, но нужно быть готовым к возможным завалам из-за узости реки. Половодье достигает максимума в среднем 15 - 20 апреля. В принципе маршрут можно пройти летом, но пороги до деревни Красная Горка, вероятно, придётся проводить. Раховские пороги проходимы иногда и летом.
Ходовых дней от Смолино до Оскуя – 4, от Оскуя до Чудово или Кириши – 2. Самый интересный в плане порогов участок от Смолино до Раховских порогов можно пройти за один ходовой день.

путешествия / карты / контакты

 

Сайт создан в системе uCoz