на главную


путешествия / карты / контакты

Река Сясь. На байдарке от Неболчи до Мелегежской Горки.

Место: север Новгородской области, юго-восток Ленинградской.
Время: 3 – 6 мая 2005 года.
Вода в районе Неболчи спала на полтора метра.

Сясь – от вепсского сяськи – комары. Комаров в это время конечно не наблюдалось, но к встрече с клещами мы готовились.

03.05.2005
День третьего мая не предвещал ничего плохого, даже наоборот. Яркое весеннее солнце в сочно-голубом небе, наполненном звоном жаворонков, пробуждало неподдельную радость в сердце, желание жить и передвигать горы, или хотя бы покорить незамысловатые пороги Сяси.
Три часа пути на электричке и поезде Будогощь – Хвойная промелькнули как-то на одном дыхании и вот уже радушные дяденьки  на привокзальной площади посёлка Неболчи гостеприимно распахивают дверцы таксомоторов.
Леха довёз нас до старого моста, а не шоссейного у деревни Мачеха, убедив, что так лучше:
- А то между мостами загажено. – Имея в виду завалы.
Прекрасная полянка, где проходил стапель, постепенно прогревалась небесным светилом. Неподалёку белела куча снега – типа так хранят до весны еловые брёвна. Мимо проносились местные байкеры, дети, рыбаки, обременённые навязчивой идеей поимки хладнокровных обитателей мутной весенней воды.

река Сясь

Сясь препятствие

Сясь

Сясь

Долго ли коротко ли, преодолев превратности сборки Ильменя грузимся и… вот он, торжественный момент – отчаливаем. Хорошо то как! Даже попавшееся вскоре поперёк пути бревно не смогло испортить настроение теплого весеннего дня – раз два, лес рубят – щепки - вперёд!
Берега низкие, по прошлогодней траве видно – вода спала уже на полтора метра. Комариная река сильно петляет, даже очень сильно. У деревни Подберезье Алексей ушёл заниматься фотографией на заметную горушку. Мне лень куда-то ходить – лежу в лодке. Я уже уснул два раза, пока штурман изводил свой новый фотоаппарат.

Сясь

Петляет Сясь по-чёрному. К тому же обилие «кустов-расчёсок», в которых я трижды терял кепку, а раз выдрало из рук весло. Оцарапанные лица лишь небольшая плата, было б больше воды и шустрее течение, глядишь, и искупались бы.
Деревню Жадово проскочили под предупредительные возгласы какой-то тётушки:
- Там *)(?*;%:№%:;?:(*
Прежде чем мы поняли, что это какие-то сетки, миновали их даже не заметив. Река стала чуть шире при таком же хорошем течении.
Вот и солнце к горизонту подкатилось, не пора ли? Пора искать стоянку, а с этим проблемы не возникло – ровная полянка на невысоком берегу, да ещё с ёлочками, что ещё утомлённому туристу надо.
Пока то да сё, выяснилась жуткая вещь. Я опять потерял нож. Совершенно новый, очень мне нравящийся нож утерян! Клмн, в прошлом году, на Шарье случилась такая же беда, я видел, как тот нож канул в мутную воду, а сейчас я даже не представляю где его по…терял. Не то забыл на стапеле, не то вывалил в Комариную реку, когда рубил бревно – щепки вперёд!
Жарили сосиски и ходили за дровами в темноте с налобными светодиодными фонарями (классная штука кстати). На том и ночь.

04.05.2005
Утро классическое. Шорох дождевых капель убедил, что всё в порядке, всё как обычно… Не видя лучшего варианта проспали до обеда. Осуществив оный разными бутербродами, убедили друг друга, что дождь будто бы заканчивается, и порешили махать дальше. Лодку спускали с другой стороны поляны, сэкономив на очередной сясьской петле метров эдак пятьсот.
Кустов вскоре стало поменьше, да и дождь перестал, однако небо оставалось хмурым, и река особенной живописностью не блистала.  Пою, изображая радиоприемник, который забыли взять. Течение по прежнему радовало, но почему-то одновременно с «расчёсками», от которых приходилось уворачиваться, проявляя известную ловкость. Иногда бег воды замедлялся, но за очередным поворотом Сясь вспоминала, что надо бы течь.
В целом день получился серым и малоинтересным. Прошли мало и, что совсем удивительно, два заядлых фотографа не сделали за день ни одного кадра!

Сясь

05.05.2005
Утром макароны с тушёнкой и отсутствие дождя заметно прибавили оптимизма.
Завидев деревню, решили выйти размяться и заодно вызнать её название, дабы сориентироваться. Деревня видимо, обитаема лишь в летнее время, но у одного дома я заметил машину. Хозяев в жилище не оказалось, но они где-то недалеко – в пакете висит свежая щучка, печь натоплена. Но больше всего мне понравилось пианино. В такой-то глуши и пианино…
Миновав пару петель возле деревни, видим на берегу рыбаков. Это их машина и была, а деревня Смолино.
- Здрасьте!
- Здарова, чего-то вас (туристов) в этом году мало…
- Дык… Это ваша что ль машина там стоит?
- Ага, наша.
- А чё пианино-то?
- Так мы ж музыканты. Хошь,  заходи – мурку научим играть!
Вскоре встретились первые ощутимые порожки, особой сложностью не отличившиеся, хотя я на всякий случай (как рулевой) усилил бдительность, а Алексей, бросив весло, лихорадочно распаковывал свою фотопушку, а затем, лязгнув несколько раз затвором в разных направлениях, так же споро её прятал. Началась Ленинградская область, начались приличные леса, иногда по чуть-чуть выглядывало солнце. Но вот течение стало скисать и в районе деревни Амосово стало совсем грустным. Отсюда будто бы должны начаться костринские пороги… Поворот за поворотом, вечереет, но впереди так и не видно долгожданной белой воды. Начинаем прикидывать процент вероятности появления за очередным поворотом… На этот раз процент колебался около пятидесяти.

Сясь

Поехали! Замелькали лопасти вёсел, Лёшин фотоаппарат, периодически клацающий затвором, несмотря на некоторый риск утопления. Бугрились волны, брызги освежали наши лица, разгорячённые каким-то детским восторгом. Подводные камни-киты нет-нет, да и поддавали хвостами по днищу нашего корабля, а деревья, вдруг превратившиеся в великанов, тянули к нам свои когтистые лапы, пытаясь схватить наш небольшой экипаж и утащить в глушь тёмного леса. Летела пена, кружились водовороты, летучие рыбы порхали стаями, альбатросы-вороны расчёркивали вечернее небо. Горизонт качался, и то вдруг пропадал где-то внизу, то закрывал полнеба. Штурман поворачивал ко мне порозовевшее от свежего воздуха и весеннего солнца лицо, на котором радостно блестели глаза, и улыбка весёлым полумесяцем растянулась до ушей. Я тогда ещё подумал, что и у меня такое же… лицо… Сказочная страна! Вот справа впадает приток такой же бурный как наша река, он прямо скатывается с горки. Мелькнула мысль – Воложба?!
Течение стихает. Слева замелькала деревня. Поднялись по крутому берегу. Отчего-то напуганная тётушка в огороде на вопрос что сие за населённый пункт коротко и испуганно молвила:
- Кострино…
- Кострино, уже?! Удивлённо-разочарованно переспросили мы.
- Кострино. Так же испуганно и теперь уже подозрительно повторила она приговор.
Сказка закончилась. Начался быт. Солнце садилось, стало холодно, стоянку искать надо, а берег откровенно сказать  не очень. В сумерках  взобрались по какой-то грязной траве, перешли раскисшую дорогу, затем поле, и встали у леса, метрах аж в ста от реки. Воду для готовки брали в большущей луже в поле, где она была заметно чище, чем в реке, а поющих земноводных там было столько, что их брачные песни приближались по громкости к реактивному двигателю. И залежи лягушачьей икры приходилось разгребать. Потом ещё обсуждали если пришлось бы её есть, то как готовить, и что получилось бы в смысле вкуса. Ну а у сырного супа вкус, как известно хорош.

Сясь Костринские пороги

Сяссь Костринские пороги

Сясь Костринские пороги

06.05.2005
Ну что, может пора завтракать? Вопрос повис в воздухе вместе с мелкими дождевыми каплями. Немного повисев, он материализовался в котелке над костром и под прикрытием тента. Дождь, как вы поняли, имел место быть. Штурман в порыве поиска дров выворотил какой-то пенёк, который оказался верхушкой муравейника. Обитатели домика выглядели несколько охреневшими – начало мая, дубак, дождь и кто-то сорвал крышу… Медленно ползая они с трудом соображали что за беда? А вот пауку, проходившему мимо, не повезло, ибо на него обрушился гнев – ему откусили ногу. В качестве компенсации за тревогу  муравьям был предложен целый кусок сахара. И тут их вообще заклинило. С криками: «Сахар, блин столько сахара!» - они безуспешно пытались сдвинуть прессованный рафинад в нору. Убедившись в бессмысленности усилий, они просто стали жрать его на месте и обожратые падали на мокрую землю.
Судя по всему, до финиша нам осталось совсем чуть-чуть. Дождавшись,  когда дождь хоть немного притих,  отчаливаем. Ну, естественно осадки тотчас же возобновились с удвоенной силой и закончились сразу же по достижению Мелегежской горки. Ну и на том спасибо.
Почти пустой автобус, в котором было тепло и сухо(!) доставил нас в Тихвин, через пять минут подошла электричка - на ней до Волхова, а там, через десять минут на Малую Вишеру через Кириши.
Ну и всё.

путешествия / карты / контакты

Сайт создан в системе uCoz