на главную

путешествия / карты / контакты

Река Мда на байдарке от Неболчей (Верхняя Лука) до станции Мстинский Мост.

Где: река Мда, Новгородская область.

Когда: 28.04.2006-01.05.2006

На чём: байдарка (каноэ) Ильмень фирмы Тритон (СПб) 1999 года выпуска.

Весна наступала, наступала и наступила. Пришло время заканчивать зимнюю спячку и отправляться в традиционный весенний поход. Навстречу бурным водам разлившихся рек и сугробам в тёмных уголках елового леса. Зима в этом году не только отметилась крепкими морозцами, но ещё и задержалась с уходом. Даже пятнадцатого апреля ещё не все реки сбросили ледяные оковы.

Накануне отъезда мы предприняли велосипедную поездку в Саблино, и собирать снаряжение вечером не было уже никаких сил. Посему решили отдыхать, а утром встать пораньше, часов в пять, и спокойно собраться. Но не тут-то было. Полчетвёртого позвонил штурман и ненавязчиво так поинтересовался, сплю ли я. Пришлось ему втолковать, что теперь уже не сплю, но вот до этого точно спал. Для снятия стресса пришлось переставить будильник на полседьмого. Собрались всё равно вовремя и даже почти ничего не забыли.

28.04.2006

Вагон электрички на Будогощь наполнился огородниками-любителями жаждущими провести праздничные выходные в земляных работах. Рядами высились ручки тележек, с полок свешивались лямки пузатых рюкзаков, зеленели из коробок верхушки томатной рассады. С каждым километром наше настроение улучшалось — мы приближались к реке. Погода отличная и мы знали, что такой она и будет, мы знали, что с погодой нам наконец-то повезло.

Неболчи. Таксисты на привокзальной площади стыдливо отводили взгляд и бормотали оправдываясь: «Тут и нормальных пассажиров вон сколько». Ну конечно, куда уж нам с такими рюкзаками. Площадь опустела. Поиски таксомотора на соседних улицах не заняли много времени и вот мы едем. Вот уже рюкзаки разлеглись на прошлогодней траве у моста возле деревни Верхняя Лука. Мне нравится этот момент, когда ещё впереди вся активная часть похода, река, встречи с которой ждал всю зиму. Это похоже на только что наполненную кружку доброго пива — стекло запотело, пена тихонько шипит, медленно оседая, и аромат вьётся над ней. Можно постоять, посмотреть на бегущую весеннюю воду, и так, со знанием дела, сказать: «Дааа. А вода-то уже падает".

Мда, мост в деревне Верхняя Лука

Как стащили вещи к берегу, от ближайшего дома подошёл серьёзный мужик поинтересоваться, что за мусор мы побросали. Убедившись, что наши рюкзаки на мусор не тянут подобрел. Однако блатные куплеты, доносившиеся из распахнутых дверей его машины, несколько портили настроение. Пытаюсь сфотографировать лягушку — не смог, то есть она не смогла усидеть на месте ни секунды.

И вот он, ещё один чудный момент, когда днище лодки впервые в этом году касается ещё мутной и холодной, но такой долгожданной воды. Мгновение и Мда с тихим «хлюп» приняла на свои просторы мою лодку. Мою красивую лодку. Намочить, обязательно намочить руки в ледяной воде, прежде чем сделать первые гребки. Минута, другая и уже не слышны за поворотом блатные песни, скрылись за прибрежными кустами последние дома, люди, посмотревшие нам в след. Они верно подумали: «Во, ещё одни пошли. Лодка у них необычная, красивая».

Речка сразу, как бы не давая усомниться в своих достоинствах, заволновалась и зашуршала первыми шиверами, заставляя штурмана оборачиваться и многозначительно улыбаться, я тоже улыбался и кивал в ответ, мол: «Ага!». Волны игриво плескались, щекоча Красивую Лодку, в глубоких затенённых оврагах лежал снег, и холодный воздух буквально вытекал оттуда.

Мда, по берегам ещё снег

Обычно реки не любят течь прямо — им бы всё помеандриовать. Вот на одном меандре мы вспомнили, что забыли замариновать мясо к шашлыку. Замариновали и помеандрировали дальше. После небольшого завала

Мда, завальчик

берега стали выше, а волны осмелели и иногда орошали прохладными каплями наши уже порозовевшие от яркого солнца лица. Где-то впереди среди деревьев на берегу замелькала фигурка человека в тельняшке. Тельняшка размахивала полосатыми руками, явно приглашая поговорить. К ней присоединилась вторая. Питерцы удивили нас намерением потратить на маршрут десять дней, в то время как мы планировали на четвёртый быть дома. Десять дней это что, совсем не грести что ли? Ещё они поделились, что чуть не опрокинулись где-то выше, наехав на островок. Я уж не знаю в чём дело, видели и мы этот островок — ничего особенного.

Мда, стеснённая высокими берегами, заметно преобразилась — побежала быстрее и шиверы стали жёстче. Мы где-то в районе Неболчей, с воды посёлка не видно, но появился сигнал сотовой связи. Позвонил жене, дескать, всё в порядке. «Ооо!» — сказала она — «Это река так шумит?». Скоро должна появиться та самая шивера, которая внушает трепет некоторым группам, уже где-то близко.

Мда перед Неболчами

Я успел убрать фотоаппарат после слов штурмана: «А там впереди всё конкретно!». Та Самая Шивера не радовалась встрече с Красивой Лодкой, с нами, туристами. Её не интересовал ни цвет лодки, ни фасон наших спасжилетов, ни модель моего фотоаппарата. Она без всякого сочувствия подбрасывала, и хлестала холодными брызгами наш кораблик и нас, окончательно пробудив от зимней спячки. Штурман даже не жалел о намоченных штанах, о не надетой юбке, лежавшей где-то под рюкзаками, он просто иногда жаловался (впрочем как-то весело), что холодно ему. Он ещё не знал, что коварство этой шиверы гораздо изощрённее. Воды мы начерпали порядком и кой какие вещи, мягко говоря, промокли.

Мда, половодье

Неболчи, ж/д мост через Мду

Мда в Неболчах

Мда, деревня Нижняя Лука

То да сё, вот и деревня Нижняя Лука. Мда повернула на юго-восток и как-то сразу преобразилась. Домики стоят на невысоком берегу, река плавно струится среди полей. Дело к ужину и пора бы позаботиться о подходящем месте для ночлега, и лучше это сделать пораньше. Ведь у нас сегодня что? Правильно — шашлык. Но подходящие места думали иначе, они не попадались. Так заприметишь издалека хорошую полянку, а вблизи она то ощетинится кустами, то поднимется крутым берегом, то ещё чем-нибудь не понравится. В конце концов, встали на краю какого-то поля. А шашлыки получились отменные, даже много, даже не доесть было.

Пора бы и спать. Но тут вышла заминка. Вид штурманского спальника, из которого обильно исходила вода, однозначно показывал, что ночь будет холодная, может быть, даже подморозит к утру. Вот она лень и надежда на туристский авось. Вещи в лодке должны быть упакованы герметично, всегда! Ночью Штурман, укрывшийся тентом, стучал зубами, Было смешно и жалко. Впрочем, и мне в тонком летнем «коконе» было не жарко, а под утро стало ясно, что снаружи мороз. Ночью вокруг палатки ходил какой-то зверь покрупнее мыши, хрустел прошлогодней травой. Я шикнул — он убежал, потом ещё приходил.

29.04.2006

Палатку мы ставили с таким расчетом, чтобы утром её освещали лучи восходящего светила. Но это возымело побочный эффект, солнце так старалось, что часов в девять находиться в палатке было уже невыносимо. Пришлось вылезать, разводить костёр, а штурман, наконец, согрелся и спокойно уснул. Ну и пусть отдохнёт. Куда-то делись остатки шашлыка, никак не могу найти, этот зверь ночью не зря, наверное, ходил. Вода в реке чуть-чуть упала. Голубое безоблачное небо никак не мешало солнцу прогревать воздух, нашу поляну, днище перевёрнутой на ночь лодки, и палатку. Молния «зззык», и распаренный штурман вывалился оттуда в клубах пара. И шашлык нашёлся. Конечно, он был в палатке!

Солнце только начало заглядывать в мутную воду Мды из-за высокого левого берега, когда мы оттолкнулись от низкого правого. Нас окружал сказочный лес — ивы и ольхи загнутые чуть ли не в колесо свисали в воду то и дело заставляя нас активно уворачиваться от «расчёсок». Вот показалось что-то неприятное на вид, подошли ближе — точно, завал, да ещё какой!

завал

Метров семьдесят русла забито брёвнами, ветками, и антропогенным мусором. Даже телевизионный кинескоп имелся. Обнос оказался непростым, точнее непросто было выбраться из жидкого песка осевшего у границы воды.

За деревней Устье стал слышен постепенно приближающийся шум воды. Судя по нему пороги достаточно серьёзные. Однако мы напрасно насторожились, шум постепенно отходил влево, и стал ясен его источник. Левый приток, река Мдинка, гремела, скатываясь с высокого левого склона долины.

Мы ждали встречи с неким страшным мостом и плотиной в деревне Кременичи, говорят там можно потерять коня, то есть лодку. Ничего особенного я скажу, в пределах деревни шиверка, не более того, по крайней мере, по нынешней воде.

Мда

Через некоторое время на очень высоком левом берегу показалась деревня Нижнее Станино. Интересно, а тогда расположенное неподалёку Верхнее Станино должно быть ещё выше? Стыжу штурмана-фотографа: «Какой же ты фотограф, почти ничего не снимал за два дня». Он внял и начал нелёгкий подъём в Нижнее Станино. Долго его не было, я даже корить себя начал, зачем подстрекал. Наконец он появился с рассказом о брошенном поселении.

В деревне Усадье был пожар, догорали нижние венцы какой-то постройки. Отойдя от деревни, встали возле устья ручья Плуженец. Ручей шумел в каменистом русле, солнце скрылось за верхушками елей на том берегу, стемнело, и костёр опять стал единственным источником тепла и света, да и вообще центром цивилизации.

30.04.2006

Утро опять выдалось морозное, так что подходя к реке за водой можно было не опасаться оставить сапоги в зыбучих песках, как накануне, влажный песок смёрзся в прочный бетон. Пребывая в убеждении, что должны сегодня оставить позади приличный кусок маршрута, как-то молчаливо собрались и вышли необычно рано, во всяком случае, не позже одиннадцати. В устье ручья Дедушков, образующем некое подобие дельты с островками, остановились. Так как у меня сработала ложная память, показавшиеся за поворотом пенные гребни я принял за начало требующей осмотра шиверы якобы имеющейся в описании, которое естественно осталось дома. Прогулка по прозрачному весеннему лесу была в общем приятной и развеяла все опасения, даже немного разочаровала: « А шиверы то никакой нет!». Так, тридцать метров неровной воды.

весенний лес

Мда

Мы пожалели, что не дошли сюда вчера — начались прекрасные стоянки: на невысоком берегу ровные поляны с редко стоящими соснами и елями, что ещё нужно?!

Мда

Наслаждаясь пейзажами мы приближались к деревне Большое Заборовье, на берегах стали попадаться рыбаки. Деревня довольно живописная, есть старые двухэтажные дома. Река быстро течет, разбиваясь островами на рукава, видимо существующие только весной. За деревней после поворота на право, показалось препятствие, не было сомнений, что это разрушенная плотина, на которой терпели крушения кое-кто из байдарочников. Правило осматривать искусственные препятствия существует не только и не столько из уважения к творению рук человеческих, сколько из-за коварства этих творений. Плотина была представлена срубом, видимо заполненным камнями, делившим реку на две неравные части. Правую, меньшую, имевшую подводные элементы плотины образующие небольшие чёткие сливы, с застрявшим древесным мусором и непригодную для прохода. И левую, широкую, куда устремилась большая часть воды и мы.

Мда, Большое Заборовье

Мда, плотина в Большом Заборовье

Река подмывает левый берег, стремясь видимо промыть новое русло в обход плотины. Вызывало подозрение бревно, торчащее над водой немного ниже плотины, но его без труда обошли, зато в самом сливе было легкое касание чего-то подводного. В общем, с некоторой опаской, прокатились. С берега нам махали местные мужики, пришедшие на берег «раздавить пузыря». Последовавшая вслед за левым поворотом шивера (это ею пугали в описании) представилась довольно простым и приятным аттракционом. Затем вода успокоилась ненадолго и вновь зашумела перед деревней Шемякино, последней на Мде, и мы впали во Мсту.

Мста здесь широка и не так уж интересна, хотя течёт довольно быстро, но никаких порогов уже нет. Разве что у деревни Подгорное слегка заволновалась поверхность и всё. В поисках последней стоянки мы зашли прямо скажем далеко. Сначала стремились пройти побольше, а затем никак не могли найти что либо подходящее — кончается одна деревня начинается другая. В итоге остановились на сносном берегу напротив дачного посёлка. «Сносным» это сказано мягко, это, пожалуй, худшая стоянка за мою байдарочную жизнь. Даже сырный суп не удался — превратился в сомнительную сырную кашу. Проносившиеся за лесом поезда вызывали подозрение, что наша станция Мстинский мост за первым поворотом реки.

01.05.2006

Мста

Мстинский Мост

Наши подозрения утром подтвердилсь, до моста оставалось каких-то два километра. Мы, не спеша, разбирали лодку, сушили. Благо солнечно, не то, что в прошлом году на Сяси. По высокому мосту гремели поезда, а женский голос на станции объявлял: «По такому-то пути проследует поезд на Пургу!». Пурга при взгляде на карту оказалась Бурга.

Мда достойная речка. Во всяком случае, справедливы слова, которые я прочитал где-то: «Если приехали в Неболчи — лучше сходить на Мду, чем на Сясь.».

путешествия / карты / контакты

Сайт создан в системе uCoz